пятница, 24 сентября 2021 г.

 

Адресная работа с различными категориями учащихся


Одним из направлений педагогической деятельности считаю создание благоприятного психологического климата для всех обучающихся, с которыми я работаю как учитель предметник. За годы работы в школе в моей практике не было конфликтных ситуаций с обучающимися и их родителями, жалоб с их стороны не поступало. Адресная работа ведется с такими категориями обучающихся:

·       Работа с одаренными детьми

·       Работа с детьми с девиантным поведением

·       Работа с детьми из приемных семей, с детьми из семей, попавших в трудные жизненные ситуации

 

Работа с математически одаренными детьми

 

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:


·       выявление одаренных детей;

·       развитие творческих способностей на уроках;

·       развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,

исследовательская работа);

·       создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к

размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Методы выявления одаренных детей :

1. наблюдение;

2. общение с родителями;

3. работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе

наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического

мышления. Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны

стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Диагностику одаренности можно провести используя различные анкеты В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни .

Современный учитель математики должен иметь определенные представления о структуре математических способностей в школьном возрасте. В частности, Крутецкий В.А. выстроил общую схему структуры математических способностей. Математически одаренных школьников характеризует:

§  способность к логическому мышлению. Способность мыслить

математическими символами;

§  способность к быстрому обобщению математических объектов, отношений

и действий;

§  гибкость мыслительных процессов;

§  стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;

способность к быстрой и свободной перестройке направленности

§  мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход;

§  математическая память (обобщенная память на математические отношения,

схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей

совокупности единую систему, целостную структуру, математический склад ума.

Методы и формы работы с одаренными учащимися на уроках математики. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах»

 

План работы по устранению пробелов в знаниях учащихся с девиантным поведением на уроках Математики.

Цель: постоянная поддержка и стимулирование позитивного поведения

В основе работы с детьми с девиантным поведением лежит тесное сотрудничество с классным руководителем и психологом школы. Я стараюсь изучить индивидуальные особенности ребенка и выявить его интересы и потребности, трудности и проблемы.

Зачастую «трудные подростки» пропускают занятия, не выполняют домашнее задание в результате чего накапливают много пробелов в знаниях. Хотя среди них немало способных ребят, которые присутствуя на уроке понимают и запоминают тему урока. Считаю необходимым учителю находить гибкий подход к таким детям. Хвалить их за успехи и давать возможность исправить плохие оценки. В моей практике было много примеров, когда дети с девиантным поведением стремились занять первую парту, приходя на урок математики. Рассказывали теорему, выучив её при мне после уроков.

      В дидактических исследованиях называют от трёх до двадцати качеств знаний: полнота, правильность, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, осознанность, прочность и другие.

      Нетрудно заметить, что некоторые качества перекрывают друг друга, повторяются. На мой взгляд, необходимым и достаточным для проверки и оценки являются такие качества знаний, как:

1) правильность;

2) полнота; 

3) осознанность;

4) действенность;  

5) системность;

6) прочность.

Правильность знаний – степень соответствия эталону.

Полнота знаний – это их объём, измеряемый количеством элементов знаний, названных качеств.

Осознанность знаний – означает понимание  значимости знаний, внутренних связей, умений анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать, оценивать и объяснять.

Действенность -  выражается в умении применять знания в различных ситуациях.

Системность – предполагает установление иерархии знаний, понимание их места в структуре научной теории.

Прочность знаний -  наличие и устойчивость всех указанных качеств.

Проведённое в октябре тестирование 8- миклассников показало, что «математическая запущенность» тем, ушедших на дистанионный формат обучения, имеет место быть. Требуется коррекция изученного материала весной в 7 классе более чем у 80% учащихся. Кроме того причиной неудачи при прохождении тестирования считаю недостаточное внимание к тестовой форме работы на уроке. Проанализировав сложившуюся ситуацию мною разработана следующая система работы :

•           Ввести на уроках такие формы работы с отстающими как:

1) РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ    

РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Планируемые результаты обучения математики, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. С их помощью можно получить информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

       Задания с выбором ответа ценны тем, что каждому учащемуся даётся возможность чётко представить себе объём обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме раздела, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной индивидуальной работы.

       Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами работы, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.

       Тесты должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Валидность.  При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки  закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.

2. Определённость. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания  продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и  отвечает, задание считается определённым. Если на вопросы задания отвечает менее  70% учащихся, то его необходимо проверить на определённость.

3. Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ-эталон.

5. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Виды тестов

1. Тест с пробелами (дополнениями)

   В тексте, чертеже написаны формулы, правила. Оставляют место, куда ученик должен вставить пропущенное слово.

2. Тест напоминания.

Ответ на вопрос теста - какой-либо факт, смысл закона, правило, положение. При этом проверяются фактические знания. Однозначность ответа на прямой вопрос.

3. Тест с альтернативным ответом.  Даётся возможность для решения (правильно или неправильно) какого-либо утверждения. Ответ в виде + или -, словами «да»  или «нет».

4. Выборочный тест.  Из нескольких ответов выбирается один правильный.

5. Тест соответствия (сличения). Задание ориентируется на нахождение связанных между собой фактов, данных, находящихся в двух столбцах, относящихся  друг к другу по смыслу, содержанию.

6. Тест единства порядка. Предложенные данные характерные величины, наименования и другие показатели должны быть расположены в каком-либо едином, возможном порядке, в последовательности по подчинённости какому-либо закону, правилу, знание которых и проверяются.

7. Комбинированный тест.  По построению он может содержать вопросы по ранее  приведённым тестам.  Вопросы  этого теста могут быть представлены в виде набора таблиц, чертежей, графиков, схем. По уровню этот тест может быть ёмким и обладать высокой вариантностью

2) ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТОЧЕК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Для учащихся с «хромающей» математической подготовкой очень важна организация повторения изученного ранее материала. Поэтому задача учителя на начальном этапе обучения состоит в том, чтобы через хорошо спланированную систему взаимосвязанных уроков и консультаций (групповых и индивидуальных) выявить и ликвидировать слабые места в предыдущей подготовке учащихся. Роль карточек для рационализации этой работы вряд ли  можно переоценить. Такие карточки с зафиксированной на них учебной информацией или условием учебных заданий могут быть успешно использованы для совершенствования лекционных, практических занятий, обучающих игр, тематических зачётов и, самое главное, для коррекции знаний слабоуспевающих учащихся. Они помогут учащимся  эффективнее усваивать новый учебный материал и упорядочивать самостоятельную работу по восполнению обнаруженных пробелов по той или иной теме. 

Примеры классификации карточек для коррекции знаний

1. Карточки-задания с условиями учебно-познавательных заданий или вопросами, возникающими при самостоятельном проблемном изучении нового учебного материала и его закреплении.

2. Карточки-задания с текстом математических задач (задач с условием).

3. Карточки с фрагментами учебных текстов учебников. Вопросы  и задания к ним должны способствовать сознательному пониманию и усвоению учебного материала.

4. Карточки-образцы решения задач, доказательства теорем и оформления их записи.

5. Карточки, направленные на формирование логического мышления учащихся.

6. Карточки информационного характера. Они могут быть использованы, как индивидуальные карточки-задания, предназначенные для повторения пройденного материала, а также для быстрого ознакомления с материалом, не изученным учащимися из-за пропусков занятий.

7. Карточки-инструкции (карточки-консультанты). В них даётся план решения типовых задач.

           Целесообразно подчеркнуть, что использование  карточек для коррекции знаний или карточек-памяток для восполнения  возникших пробелов в математической подготовке и проведение проверки и коррекции этой учебной работы оказывается более эффективным, чем простое чтение учащимися пропущенного учебного текста по учебнику.

       Учитывая различную потребность учащихся в тех или иных видах логических и познавательных заданий и упражнений в той или иной их дозировке, я с помощью карточек для коррекции знаний индивидуализирую работу с учащимися.

•           Ввести дистанционный курс для отдельной выборки обучающихся по ликвидации «пробелов в знаниях»

Курс будет содержать изложение материалов отдельных разделов математики и требовать выполнения проверочных работ и зачётов.

•           Уделить внимание наиболее важным темам курса 7го класса на факультативных занятиях

•           Индивидуальная работа с отстающими учащимися после уроков

 

 

Работа с детьми из приемных семей, детьми находящимися под опекой. Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

 В первую очередь я обращаю внимание на жизненную ситуацию каждого ребенка. К каждому такому ребенку необходим индивидуальный подход. Обучая ребенка из социально-неблагополучной семьи, считаю себя не только учителем, но и наставником, который в какой-то мере формирует его жизненные ориентиры.

Цель: помочь сформировать активную гражданскую позицию, показать ученикам, что всё в их руках и только от них самих зависит их дальнейшее благополучие, а школа может в этом поспособствовать.

Задачи: 1. формировать стойкий интерес к обучению, 2.оказать помощь в личностном развитии ребенка, 3. воспитать правовую культуру и сформировать математическую грамотность.

Результатом работы с детьми этой категории считаю их 100% вовлеченность в кружковую и внеурочную деятельность, а так же участие  приемных семей в  общественную жизнь школы (конкурсы, поделки, участие в праздниках)

 

 


 



Комментариев нет:

Отправить комментарий