среда, 10 февраля 2021 г.

Методика работы над учебным проектом



    В 2014 году исследовательский проект по математике "Красивая задача" Кобыленкова Михаила, представленный на региональный конкурс бы признан лучшим. Делюсь методикой написания проектов, которую мы применяли, в работе над исследованием, а так же лучшими проектами моих учащихся. 

Организация учебно-исследовательского проектирования как

технологии проектного обучения

Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

       Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

      Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Характерные особенности проекта как  метода обучения:

·         наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом, которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

·         проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.

В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

·         этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

·         предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них;  определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

·         осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

·         проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

·         публичная защита проекта, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.

 

 

 

1 комментарий:

  1. Татьяна Геннадьевна, вы творческий,разносторонний,перспективный преподаватель! Не останавливайтесь на достигнутом!Творческих успехов!!!

    ОтветитьУдалить