«Сопровождение
профессионального самоопределения обучающихся -
важная
часть воспитательной системы школы»
Презентация-сопровождение
Коллеги, в последние годы профессиональной ориентации школьников уделяется много внимания, думаю вы со мной согласитесь. Появилось множество платформ, фестивалей и конкурсов, где школьникам предлагают изучить себя, пройдя тестирование и погрузиться в профессию посредством стажировки. Это дает конечно положительный эффект, но есть и минусы. Зачастую тестирование дает общую характеристику той сферы деятельности, которая близка испытуемому по темпераменту и способностям, но как ориентируясь на полученные результаты прийти к успеху, найти себя? С большой долей вероятности многие выпускники школы и не догадываются, как будет называться их профессия т.к. на рынке труда с каждым годом все больше новых вакансий. Оператор удаленной хирургии, медиаполицейский, медицинский маркетолог, цифровой лингвист, персональный гид по образованию и карьерному росту, эксперт по поиску и развитию талантов и т.д. Скажите, вы слышали о таких профессиях? Может быть знаете в каком вузе нужно учиться, чтоб получить такую профессию? А ведь это ближайшая перспектива для выпускников этого и последующих годов. Как же нам их ориентировать? Чем школа может помочь старшекласснику успешно социализироваться и быть востребованным на рынке труда? (возможные ответы: дать прочные знания, информировать о новых профессиях, на классных часах и родительских собраниях рассказывать об изменениях на рынке труда…)
Новая воспитательная система школы,
которая была принята в 2020 году выделяет приоритеты в работе с
разновозрастными группами школьников. В воспитании
обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного
приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их
потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни.
Совместная
деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности
педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие
такой деятельности. осуществляется через
· циклы
профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
· профориентационные
игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах
выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся
профессиональной деятельности;
· экскурсии
на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления
о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих
эти профессии;
· посещение
профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных
парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональные
образовательные организации и организации высшего образования;
· организация
на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе
которых принимают участие эксперты в области профориентации и где обучающиеся
могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление
об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в
себе соответствующие навыки.
· совместное
с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-
тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и
направлениям образования;
· участие
в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в
мастер-классах, посещение открытых уроков;
· индивидуальные
консультации психолога для обучающихся и их родителей
(законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в
процессе выбора ими профессии;
· освоение
обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в
рамках курсов дополнительного образования.
Коллеги,
и снова у меня к вам вопрос: «Какой ключевой навык должна сформировать школа у
будущего студента?»
На
одном из региональных семинаров по финансовой грамотности этот вопрос прозвучал
от Федотовой Марии Вячеславовны. [1] И на него без сомнений ответила доцент базовой
кафедры государственного и муниципального управления Нижегородского института
управления – филиала РАНХиГС Мартынова Наталия Алексеевна : «Конечно же
принятие решения». Т.е. вузы ждут подростков, умеющих критически мыслить
принимать решения и быть ответственными за них. Я часто говорю на встречах с
выпускниками о том, что важно быть гибкими в современном обществе, уметь
трансформироваться в условиях стремительно меняющейся картины мира и копить в
своем арсенале не только знания, но и ключевые навыки.
В
последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка,
направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на
формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития
современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века. Несмотря на различные
конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков
остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или
грамотностей) предлагается рамка для умений XXI века, в которой выделяются
«инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и
инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой
набор «жизненных» или «карьерных» умений. Или как их еще называют Навыки 4К. На
Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была
представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные
формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая
грамотность, компетентности и качества характера.
Центральную
часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое
мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему
именно они были выделены в качестве ключевых или основных?
Известен
ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции
ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную
образовательную повестку те или иные страны. Одно из них было проведено в
странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых как раз принадлежат
современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро
поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам.
Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и
образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в
них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые
должны формироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое
и инновационное, или креативное, мышление, умение управлять собой и
взаимодействовать с другими.
Для
успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в
отечественной образовательной практике недостаточно востребованный
педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и
теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта.
Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно
приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде,
управлять своим поведением и деятельностью.
А
чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса. Как
интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы? Как их
формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета? Как их
оценивать?
Конечно,
стоит в первую очередь вводить в свою практику перевернутые уроки, метод
кейс-технологий и проектную деятельность, которые уже зарекомендовали себя. Цель
урока, направленного на когнитивное развитие учащихся, — в рамках изучаемой
предметной проблемы (учебного материала) создать пространство для формирования
и развития критического и креативного мышления. Это значит, что учебная
ситуация строится определённым, на сегодняшний день нетрадиционным образом». Как разработать такой урок? Перечислим основные
характеристики-индикаторы урока по формированию критического и креативного
мышления.
педагог предоставляет учащимся максимум выбора приёмов и
способов работы;
учебные задачи не содержат в явном виде алгоритма решения, не
обязательно имеют единственное решение;
в ходе работы привлекаются знания из разных областей;
педагог поощряет и стимулирует обсуждение;
организуется групповая работа.
В
ходе пилотного проекта были разработаны модели учебных ситуаций и учебных
заданий по математике и естественно-научным предметам, которые открывают для
Основной инструмент для оценки
компетенций «4К» и мониторинга их прогресса — это критериальные оценочные
рубрики. Главное в структуре рубрик — это чёткое выделение уровня достижений,
который показывает, насколько сформирована оцениваемая компетенция. В
большинстве рубрик выделяется 3−4 таких уровня. Они могут быть маркированы
(например, как высокий, средний, низкий) или обозначены цифрой.
Итак,
подведем промежуточный итог:
Для формирования конкурентноспособной личности в стенах школы,
необходимо создать условия для развития у детей ключевых навыков.
(критическое
мышление, коммуникации, кооперации и креативности)
Давайте
немного отвлечемся, устроим минутку релакса: совсем недавно у нас с вами
закончились дни отпуска и нам уже их не хватает. Я попрошу вас закрыть глаза и
представить, что у вас выходной день. Куда бы вы хотели отправиться отдохнуть?
Перенеситесь мысленно в это место и наслаждайтесь отдыхом.
А
теперь вернитесь в действительность и поделитесь с залом где вы сейчас
побывали? Вы заметили, что на фоне не было музыки, щебетанья птиц или шума
моря? Я дала вам самим сделать выбор. Все мы разные и наш выбор отдыха зависит
от многих факторов (нашего темперамента, привычек, установок и пр). А какие
факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор профессии?
На слайд :
· результаты
ЕГЭ
· склонности/
способности
· возможности
· интересы
· Мнение
родителей
· Востребованность
на рынке труда
· Престиж
· Советы
друзей
· Удаленность
вузов
· Зарплата
Спасибо
за ваши ответы. Да действительно все, что вы назвали так или иначе оказывает
воздействие на выбор выпускника. И еще бы я добавила осведомленность и цифровую
прогрессивность семьи. Каждый вуз размещает о себе полную информацию на сайте.
Нужно успевать следить за изменениями, происходящими в них, чтоб взвешенно
подходить к вопросу подачи документов. Но с этим иногда бывают затруднения.
Поэтому наша школа в рамках работы ЦОС запускает портал «Ориентир», направленный на
сопровождение и информирование родительской и ученической общественности в
вопросах профориентации. Творческая группа педагогов Спасской школы
разрабатывает актуальный контент для целевой аудитории: родители,
старшеклассники, учителя, дети с ОВЗ, партнеры.
В нашей школе уже накоплен
большой опыт сопровождения выпускников в вопросе самоопределения. Мы принимаем
участие в проекте «Билет в будущее» и уроках Проектории и финансовой
грамотности; второй год учащиеся нашей школы становятся призерами регионального
конкурса проектов карьеры «Моя путевка в жизнь». Этот конкурс
особенно важен, т.к. призеры и победители получают дополнительные баллы или
подготовительные курсы при поступлении в ННГУ им. Лобачевского, ВШЭ, а так же
возможности стажировок в организациях области.
Важную составляющую профориентационной практики
составляет сотрудничество с социальными партнерами и вузами. У нас
активное сотрудничество ведется с IT-кубом г. Княгинино, где школьники
приобретают навыки программирования,
системного администрирования и моделирования 3D. Эти занятия позволяют учащимся
расширить уровень своей цифровой культуры и приближают к выбору современных
востребованных профессий.
Так же на базе школы летом
функционировал профильный лагерь. Наши воспитанники получили навыки
работы трендовых программах и уже продумывают свою бизнес-идею. Не будем
раскрывать всех секретов, но стоит заметить, что подобные летние смены очень импонируют
запросам родителей и существенно перестраивают приоритеты детей. Оказывается
летом можно не только загорать, но и учиться новому! Да еще и с таким
удовольствием.
Радует и активность вузов в плане
сопровождения школьников. На протяжении последнего учебного года мы активно сотрудничали
с РАНХиГС и ННГУ им. Лобачевского как дистанционно (Zoom конференции), так и очно. Учащиеся
10 класса посетили эти вузы в каникулярные дни, имея возможность на месте
задать свои вопросы, пообщаться с преподавательским составом и в целом
рассмотреть условия обучения. В наступающем году мы планируем продолжить эту
практику и привлечь к сотрудничеству другие вузы Нижегородской области и г.
Чебоксары.
Ежегодно большое количество
9классников покидают стены школы. Для них мы так же организуем профпробы. К нам
с мастер классами приходят преподаватели Спасского и Лысковского АПТ, а также
НГИЭИ г. Княгинино. На сайте школы и в уголке профориентации школы мы обновляем
информацию и о колледжах области. Большую разъяснительную работу проводят в
классах и классные руководители.
Стоит отметить, что работа с
подростками ведется и посредством функционирования районной творческой группы
по профориентации. 25 февраля 2021 года для всех 11-классников района был
проведен ВОРКШОП «Маршрут к успеху». Самому мероприятию предшествовало
диагностическое исследование, согласно результатам которого ребята
распределились на три направления. В ходе практической части им посчастливилось
погрузиться в такие профессии как врач, юрист, преподаватель, графический
дизайнер и музыкант. Кроме того, в ВОРКШОПЕ приняли участие психолог и представители
приемных комиссий вузов Нижнего Новгорода.
В ближайшее время нам предстоит
сделать анализ проведенной работы и спланировать курс на новый учебный год.
Очевидно, что профориентационная составляющая воспитательной системы школы
должна развиваться. В перспективе хочется внести в работу развитие
предпринимательских способностей, цифровой культуры и продолжить воспитывать в
подростках ответственное отношение к труду.
Закончить
свое выступление хочется афоризмом: Когда вы что-то делаете без любви и
непрофессионально-это халтура, Без любви, но профессионально-это ремесло, С
любовью, но не профессионально -это хобби, а профессионально и с любовью-это
искусство! Ищите искусство в своей жизни!
Литература
1. Креативность
для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ /
Н. А. Авдеенко и др. // Вопросы образования. 2018. № 4 С. 282−304.
[1]
Преподаватель Регионального методического центра в Нижегородской области,
доцент кафедры государственного и муниципального
управления, зав. лабораторией социально-экономических исследований в
образовании ГБОУ ДПО НИРО, доцент базовой кафедры государственного и
муниципального управления Нижегородского института управления-филиала РАНХиГС
кандидат экономических наук, доцент
Комментариев нет:
Отправить комментарий