воскресенье, 10 октября 2021 г.

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся -
важная часть воспитательной системы школы»

Презентация-сопровождение


Коллеги, в последние годы профессиональной ориентации школьников уделяется много внимания, думаю вы со мной согласитесь. Появилось множество платформ, фестивалей и конкурсов, где школьникам предлагают изучить себя, пройдя тестирование и погрузиться в профессию посредством стажировки. Это дает конечно положительный эффект, но есть и минусы. Зачастую тестирование дает общую характеристику той сферы деятельности, которая близка испытуемому по темпераменту и способностям, но как ориентируясь на полученные результаты прийти к успеху, найти себя? С большой долей вероятности многие выпускники школы и не догадываются, как будет называться их профессия т.к. на рынке труда с каждым годом все больше новых вакансий. Оператор удаленной хирургии, медиаполицейский, медицинский маркетолог, цифровой лингвист, персональный гид по образованию и карьерному росту, эксперт по поиску и развитию талантов и т.д. Скажите, вы слышали о таких профессиях? Может быть знаете в каком вузе нужно учиться, чтоб получить такую профессию? А ведь это ближайшая перспектива для выпускников этого и последующих годов. Как же нам их ориентировать?  Чем школа может помочь старшекласснику успешно социализироваться и быть востребованным на рынке труда? (возможные ответы: дать прочные знания, информировать о новых профессиях, на классных часах и родительских собраниях рассказывать об изменениях на рынке труда…)

Новая воспитательная система школы, которая была принята в 2020 году выделяет приоритеты в работе с разновозрастными группами школьников. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе

дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге

самостоятельной взрослой жизни.

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. осуществляется через

·       циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

·       профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение

кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную

позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах

выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной

обучающимся профессиональной деятельности;

·       экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей,

представляющих эти профессии;

·       посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;

·       организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки.

·       совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,

посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-

тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям

и направлениям образования;

·       участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных

в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие

в мастер-классах, посещение открытых уроков;

·       индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей

(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований

и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение

в процессе выбора ими профессии;

·       освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов

по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или

в рамках курсов дополнительного образования.

Коллеги, и снова у меня к вам вопрос: «Какой ключевой навык должна сформировать школа у будущего студента?»

На одном из региональных семинаров по финансовой грамотности этот вопрос прозвучал от Федотовой Марии Вячеславовны. [1]  И на него без сомнений ответила доцент базовой кафедры государственного и муниципального управления Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Мартынова Наталия Алексеевна : «Конечно же принятие решения». Т.е. вузы ждут подростков, умеющих критически мыслить принимать решения и быть ответственными за них. Я часто говорю на встречах с выпускниками о том, что важно быть гибкими в современном обществе, уметь трансформироваться в условиях стремительно меняющейся картины мира и копить в своем арсенале не только знания, но и ключевые навыки.

В последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века. Несмотря на различные конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или грамотностей) предлагается рамка для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений. Или как их еще называют Навыки 4К. На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.

Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных?

Известен ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную образовательную повестку те или иные страны. Одно из них было проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых как раз принадлежат современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам. Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны формироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное, или креативное, мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими.

Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью.

А чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса. Как интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы? Как их формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета? Как их оценивать?

Конечно, стоит в первую очередь вводить в свою практику перевернутые уроки, метод кейс-технологий и проектную деятельность, которые уже зарекомендовали себя. Цель урока, направленного на когнитивное развитие учащихся, — в рамках изучаемой предметной проблемы (учебного материала) создать пространство для формирования и развития критического и креативного мышления. Это значит, что учебная ситуация строится определённым, на сегодняшний день нетрадиционным образом». Как разработать такой урок? Перечислим основные характеристики-индикаторы урока по формированию критического и креативного мышления.

педагог предоставляет учащимся максимум выбора приёмов и способов работы;

учебные задачи не содержат в явном виде алгоритма решения, не обязательно имеют единственное решение;

в ходе работы привлекаются знания из разных областей;

педагог поощряет и стимулирует обсуждение;

организуется групповая работа.

 

В ходе пилотного проекта были разработаны модели учебных ситуаций и учебных заданий по математике и естественно-научным предметам, которые открывают для учеников возможность применять и развивать креативное и критическое мышление и другие компетенции «4К»  С ними можно познакомиться подробнее по ссылке https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144884481/14%20Avdeenko.pdf

Основной инструмент для оценки компетенций «4К» и мониторинга их прогресса — это критериальные оценочные рубрики. Главное в структуре рубрик — это чёткое выделение уровня достижений, который показывает, насколько сформирована оцениваемая компетенция. В большинстве рубрик выделяется 3−4 таких уровня. Они могут быть маркированы (например, как высокий, средний, низкий) или обозначены цифрой.

Итак, подведем промежуточный итог:

 Для формирования конкурентноспособной личности в стенах школы, необходимо создать условия для развития у детей ключевых навыков.

(критическое мышление, коммуникации, кооперации и креативности)

Давайте немного отвлечемся, устроим минутку релакса: совсем недавно у нас с вами закончились дни отпуска и нам уже их не хватает. Я попрошу вас закрыть глаза и представить, что у вас выходной день. Куда бы вы хотели отправиться отдохнуть? Перенеситесь мысленно в это место и наслаждайтесь отдыхом.

А теперь вернитесь в действительность и поделитесь с залом где вы сейчас побывали? Вы заметили, что на фоне не было музыки, щебетанья птиц или шума моря? Я дала вам самим сделать выбор. Все мы разные и наш выбор отдыха зависит от многих факторов (нашего темперамента, привычек, установок и пр). А какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор профессии?

На слайд :

·       результаты ЕГЭ

·       склонности/ способности

·       возможности

·       интересы

·       Мнение родителей

·       Востребованность на рынке труда

·       Престиж

·       Советы друзей

·       Удаленность вузов

·       Зарплата

Спасибо за ваши ответы. Да действительно все, что вы назвали так или иначе оказывает воздействие на выбор выпускника. И еще бы я добавила осведомленность и цифровую прогрессивность семьи. Каждый вуз размещает о себе полную информацию на сайте. Нужно успевать следить за изменениями, происходящими в них, чтоб взвешенно подходить к вопросу подачи документов. Но с этим иногда бывают затруднения. Поэтому наша школа в рамках работы ЦОС запускает портал «Ориентир», направленный на сопровождение и информирование родительской и ученической общественности в вопросах профориентации. Творческая группа педагогов Спасской школы разрабатывает актуальный контент для целевой аудитории: родители, старшеклассники, учителя, дети с ОВЗ, партнеры.

            В нашей школе уже накоплен большой опыт сопровождения выпускников в вопросе самоопределения. Мы принимаем участие в проекте «Билет в будущее» и уроках Проектории и финансовой грамотности; второй год учащиеся нашей школы становятся призерами регионального конкурса проектов карьеры «Моя путевка в жизнь». Этот конкурс особенно важен, т.к. призеры и победители получают дополнительные баллы или подготовительные курсы при поступлении в ННГУ им. Лобачевского, ВШЭ, а так же возможности стажировок в организациях области.

            Важную составляющую профориентационной практики составляет сотрудничество с социальными партнерами и вузами. У нас активное сотрудничество ведется  с IT-кубом г. Княгинино, где школьники приобретают навыки  программирования, системного администрирования и моделирования 3D. Эти занятия позволяют учащимся расширить уровень своей цифровой культуры и приближают к выбору современных востребованных профессий.

            Так же на базе школы летом функционировал профильный лагерь. Наши воспитанники получили навыки работы трендовых программах и уже продумывают свою бизнес-идею. Не будем раскрывать всех секретов, но стоит заметить, что подобные летние смены очень импонируют запросам родителей и существенно перестраивают приоритеты детей. Оказывается летом можно не только загорать, но и учиться новому! Да еще и с таким удовольствием.

            Радует и активность вузов в плане сопровождения школьников. На протяжении последнего учебного года мы активно сотрудничали с РАНХиГС и ННГУ им. Лобачевского как дистанционно (Zoom конференции), так и очно. Учащиеся 10 класса посетили эти вузы в каникулярные дни, имея возможность на месте задать свои вопросы, пообщаться с преподавательским составом и в целом рассмотреть условия обучения. В наступающем году мы планируем продолжить эту практику и привлечь к сотрудничеству другие вузы Нижегородской области и г. Чебоксары.

            Ежегодно большое количество 9классников покидают стены школы. Для них мы так же организуем профпробы. К нам с мастер классами приходят преподаватели Спасского и Лысковского АПТ, а также НГИЭИ г. Княгинино. На сайте школы и в уголке профориентации школы мы обновляем информацию и о колледжах области. Большую разъяснительную работу проводят в классах и классные руководители.

            Стоит отметить, что работа с подростками ведется и посредством функционирования районной творческой группы по профориентации. 25 февраля 2021 года для всех 11-классников района был проведен ВОРКШОП «Маршрут к успеху». Самому мероприятию предшествовало диагностическое исследование, согласно результатам которого ребята распределились на три направления. В ходе практической части им посчастливилось погрузиться в такие профессии как врач, юрист, преподаватель, графический дизайнер и музыкант. Кроме того, в ВОРКШОПЕ приняли участие психолог и представители приемных комиссий вузов Нижнего Новгорода.

            В ближайшее время нам предстоит сделать анализ проведенной работы и спланировать курс на новый учебный год. Очевидно, что профориентационная составляющая воспитательной системы школы должна развиваться. В перспективе хочется внести в работу развитие предпринимательских способностей, цифровой культуры и продолжить воспитывать в подростках ответственное отношение к труду.

Закончить свое выступление хочется афоризмом: Когда вы что-то делаете без любви и непрофессионально-это халтура, Без любви, но профессионально-это ремесло, С любовью, но не профессионально -это хобби, а профессионально и с любовью-это искусство! Ищите искусство в своей жизни!

           

           

https://www.canva.com/design/DAEnkwZGydU/Dgi9FljhVFlvfHL9HgrJrg/view?utm_content=DAEnkwZGydU&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=publishsharelink#5

 

           

Литература

1.     Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ / Н. А. Авдеенко и др. // Вопросы образования. 2018. № 4 С. 282−304.



[1] Преподаватель Регионального методического центра в Нижегородской области,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, зав. лабораторией социально-экономических исследований в образовании ГБОУ ДПО НИРО, доцент базовой кафедры государственного и муниципального управления Нижегородского института управления-филиала РАНХиГС

кандидат экономических наук, доцент


Комментариев нет:

Отправить комментарий