понедельник, 15 февраля 2021 г.

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»


 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» «Я - учитель»


 

Скачкова Т.Г.

Нижегородская область

 

«Гражданская позиция современного учителя»

Утро. Солнечно. Как тогда в 2013 году…Я перешла в районную школу и мне в классное руководство дали 5 «Б» класс. Мы стояли на линейке: банты, шары и флажки, мудрые наставления директора школьникам и первый классный час.

А сегодня 1 сентября 2020 года и мои ребята впервые ступили на порог вузов. Немного грустно, от того, что их нет сегодня во дворе родной школы. Но вот смс: «С днём Знаний!» и так тепло на душе- помнят… И начинается новый виток событий, уроков, побед и стремлений. У учителя вся жизнь в движении, а направление нам задает время. Мы живем в век цифры, который диктует свои правила.

В соответствии со стратегией развития России 20.35 реформируется система образования. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

В Нижегородской области в рамках стратегии 20.35 выделен Приоритетный проект «Развитие программ персонифицированного обучения»

Проект подразумевает развитие в школьных образовательных учреждениях условий для создания индивидуальных образовательных траекторий, а также повышения роли самостоятельной работы учащихся при координационно-консультационной роли учителя, в том числе при помощи внедрения современных цифровых технологий.  Так, в нашей школе в этом учебном году появился центр «ЦОС» (Цифровая образовательная среда), руководителем которого я и являюсь.

Новые возможности, которые нам дает оборудование, должны быть подкреплены навыками сферы IT. Поэтому сейчас я большое количество времени посвящаю самообучению и самообразованию. Интерактивные тесты Plikers, квизы, элементы геймификации в образовании, проектная деятельность, сетевое взаимодействие- на все эти формы работы активно отзываются учащиеся. И теперь мы работаем в той сфере, в которой комфортно развивать свои способности детям. Я не хочу сказать, что мел и доска в прошлом, но я все больше убеждаюсь в необходимости перемен.

Дистанционное обучение из мифа стало реальностью в считанные дни. Подумать только, я ещё в марте прошлого года не знала, что такое Zoom! Но в условиях пандемии освоила несколько платформ, научилась создавать свой контент и захотелось двигаться дальше. Теперь у меня на вооружении такие сервисы как Google, Moodle, CORE app, Microsoft Teams, Youtube, PRE.quiz, Mentimeter; графический редактор Canva, я наконец, завела свой сайт и блог. Я даже благодарна этому непростому времени, за то, чему я смогла научиться. Но многое еще впереди.

По требованиям ФГОС учитель должен научить ребенка самостоятельности, сформировать в нем зерно познания и стремления к развитию, но ведь давно известно, что только своим примером можно воспитать личность.  В своей педагогической деятельности я стремлюсь помочь школьникам найти свой путь становления. Я не сравниваю их с другими, а призываю стать лучшей версией себя самого. Готовясь к уроку, стараюсь разнообразить формы и методы работы. А потом анализирую: все ли включились в урок, что можно было бы изменить в следующий раз? И, понимаю, что каждый урок неповторим. Даже работая в параллели не бывает совершенно одинаковых занятий.

Математика – царица наук, поэтому приоритетное развитие школьных программ отводится углубленному изучению предметов технической и естественнонаучной направленности. В своей деятельности я выбираю эвристический метод. Считаю, что нет более прочного знания, чем то, что зародилось в сознании ребенка в процессе самостоятельного поиска ответа на проблему, вызов. Когда в 9 классе провожу практическую работу (эксперимент) по тригонометрическим функциям, и дети «открывают Америку», говоря иносказательно, это стоит видеть. Расскажи им, что значение sin 30⸰ равно значению cos 60⸰-забудут спустя неделю. А вот когда сами «дошли» до этого умозаключения- это дорогого стоит, это запомнится и пригодится в дальнейшем изучении курса геометрии.

Вообще практические и лабораторные работы по математике дают свои положительные результаты. То, что дети делают во время эксперимента, становится ярким событийным этапом урока, который они спустя годы в старших классах вспоминают и применяют осознанно полученные данные в ВПР или на экзаменах. Так, выполняя в 6 классе лабораторную работу «Чему равно число π?» дети самостоятельно опытным путем рассчитывают его, а затем применяют полученные знания и на уроках физики, химии и астрономии.

Ещё одной немаловажной задачей школы является совершенствование системы профессиональной ориентации детей и молодежи, развитие образовательных программ подготовки навыков и компетенций, соответствующих современным требованиям, в том числе с уклоном в развитие коммуникативных навыков, проектного мышления, самообразования, а также цифровой, финансовой грамотности и других приоритетных направлений современных знаний. Поэтому учитель должен выбирать такие инструменты работы, которые способствовали бы самоопределению ребенка. Считаю необходимым развивать на уроках математики метапредметные навыки: способности к анализу и систематизации знаний, логическое и пространственное мышление. Любовь к знаниям, трудолюбие, стремление к поиску, открытию нового для себя станут основой профессионального роста ребенка в будущем.

Метапредметный подход лежит в основе новых образовательных стандартов. Двигаясь только в рамках своей узкой предметной области, учитель лишается возможности перспективно развиваться. Но любая предметная деятельность предполагает то, что делает её осознанной и ответственной: мотивация, целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, выстраивание путей решения проблемы, прогнозирование. И учитель должен уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, будут востребованы не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальной жизни. Обществу нужны профессионалы с гибким мышлением, креативные созидатели, исследователи и ученые. И именно от школьной парты начинает свое становление человек.

На своих уроках я знакомлю ребят с профессиями будущего. Внеклассные мероприятия по профориентации давно уже стали частью моей работы. Я стремлюсь помочь школьникам повернуть взгляд на новые профессии. Сейчас активно развиваются сферы IT-технологий и малый бизнес. Небезызвестно, что любая наука опирается на знания из области математики. Поэтому прочные математические знания, навыки самостоятельной исследовательской деятельности и навыки soft skills должны быть сформированы у выпускника школы. Для успешной самореализации и становления во взрослой жизни, этот аспект очень важен. Наша задача подготовить выпускника школы востребованного в будущем на рынке труда, со здоровыми амбициями и желанием развиваться и быть конкурентно способным.

Закончить эссе хочу словами К. Ушинского: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий