КОНКУРСНОЕ
ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» «Я - учитель»
Скачкова Т.Г.
Нижегородская
область
«Гражданская
позиция современного учителя»
Утро. Солнечно. Как тогда в 2013 году…Я перешла в районную школу и мне в классное руководство дали 5 «Б» класс. Мы стояли на линейке: банты, шары и флажки, мудрые наставления директора школьникам и первый классный час.
А
сегодня 1 сентября 2020 года и мои ребята впервые ступили на порог вузов.
Немного грустно, от того, что их нет сегодня во дворе родной школы. Но вот смс:
«С днём Знаний!» и так тепло на душе- помнят… И начинается новый виток событий,
уроков, побед и стремлений. У учителя вся жизнь в движении, а направление нам
задает время. Мы живем в век цифры, который диктует свои правила.
В
соответствии со стратегией развития России 20.35 реформируется система
образования. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле
обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя
голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире
главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно
демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к
переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность
и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного
профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
В
Нижегородской области в рамках стратегии 20.35 выделен Приоритетный проект
«Развитие программ персонифицированного обучения»
Проект
подразумевает развитие в школьных образовательных учреждениях условий для создания
индивидуальных образовательных траекторий, а также повышения роли самостоятельной
работы учащихся при координационно-консультационной роли учителя, в том числе
при помощи внедрения современных цифровых технологий. Так, в нашей школе в этом учебном году
появился центр «ЦОС» (Цифровая образовательная среда), руководителем которого я
и являюсь.
Новые
возможности, которые нам дает оборудование, должны быть подкреплены навыками
сферы IT.
Поэтому сейчас я большое количество времени посвящаю самообучению и
самообразованию. Интерактивные тесты Plikers, квизы, элементы геймификации в образовании,
проектная деятельность, сетевое взаимодействие- на все эти формы работы активно
отзываются учащиеся. И теперь мы работаем в той сфере, в которой комфортно
развивать свои способности детям. Я не хочу сказать, что мел и доска в прошлом,
но я все больше убеждаюсь в необходимости перемен.
Дистанционное
обучение из мифа стало реальностью в считанные дни. Подумать только, я ещё в
марте прошлого года не знала, что такое Zoom! Но в условиях пандемии освоила
несколько платформ, научилась создавать свой контент и захотелось двигаться
дальше. Теперь у меня на вооружении такие сервисы как Google, Moodle, CORE app, Microsoft Teams, Youtube, PRE.quiz, Mentimeter; графический редактор Canva, я наконец, завела свой сайт и блог.
Я даже благодарна этому непростому времени, за то, чему я смогла научиться. Но
многое еще впереди.
По
требованиям ФГОС учитель должен научить ребенка самостоятельности, сформировать
в нем зерно познания и стремления к развитию, но ведь давно известно, что
только своим примером можно воспитать личность.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь помочь школьникам найти
свой путь становления. Я не сравниваю их с другими, а призываю стать лучшей
версией себя самого. Готовясь к уроку, стараюсь разнообразить формы и методы
работы. А потом анализирую: все ли включились в урок, что можно было бы
изменить в следующий раз? И, понимаю, что каждый урок неповторим. Даже работая
в параллели не бывает совершенно одинаковых занятий.
Математика
– царица наук, поэтому приоритетное развитие школьных программ отводится
углубленному изучению предметов технической и естественнонаучной
направленности. В своей деятельности я выбираю эвристический метод. Считаю, что
нет более прочного знания, чем то, что зародилось в сознании ребенка в процессе
самостоятельного поиска ответа на проблему, вызов. Когда в 9 классе провожу
практическую работу (эксперимент) по тригонометрическим функциям, и дети «открывают
Америку», говоря иносказательно, это стоит видеть. Расскажи им, что значение sin 30⸰
равно значению cos
60⸰-забудут спустя неделю. А вот когда сами «дошли» до этого умозаключения- это
дорогого стоит, это запомнится и пригодится в дальнейшем изучении курса
геометрии.
Вообще
практические и лабораторные работы по математике дают свои положительные
результаты. То, что дети делают во время эксперимента, становится ярким
событийным этапом урока, который они спустя годы в старших классах вспоминают и
применяют осознанно полученные данные в ВПР или на экзаменах. Так, выполняя в 6
классе лабораторную работу «Чему равно число π?» дети самостоятельно опытным
путем рассчитывают его, а затем применяют полученные знания и на уроках физики,
химии и астрономии.
Ещё
одной немаловажной задачей школы является совершенствование системы
профессиональной ориентации детей и молодежи, развитие образовательных программ
подготовки навыков и компетенций, соответствующих современным требованиям, в
том числе с уклоном в развитие коммуникативных навыков, проектного мышления,
самообразования, а также цифровой, финансовой грамотности и других приоритетных
направлений современных знаний. Поэтому учитель должен выбирать такие
инструменты работы, которые способствовали бы самоопределению ребенка. Считаю
необходимым развивать на уроках математики метапредметные навыки: способности к
анализу и систематизации знаний, логическое и пространственное мышление. Любовь к знаниям,
трудолюбие, стремление к поиску, открытию нового для себя станут основой профессионального
роста ребенка в будущем.
Метапредметный
подход лежит в основе новых образовательных стандартов. Двигаясь только в
рамках своей узкой предметной области, учитель лишается возможности перспективно
развиваться. Но любая предметная деятельность предполагает то, что делает её
осознанной и ответственной: мотивация, целеполагание, планирование, выдвижение
гипотез, выстраивание путей решения проблемы, прогнозирование. И учитель должен
уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении
знаний. Метапредметные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе
одного или нескольких учебных предметов, будут востребованы не только в рамках образовательного
процесса, но и при решении проблем в реальной жизни. Обществу нужны
профессионалы с гибким мышлением, креативные созидатели, исследователи и
ученые. И именно от школьной парты начинает свое становление человек.
На
своих уроках я знакомлю ребят с профессиями будущего. Внеклассные мероприятия
по профориентации давно уже стали частью моей работы. Я стремлюсь помочь
школьникам повернуть взгляд на новые профессии. Сейчас активно развиваются сферы
IT-технологий
и малый бизнес. Небезызвестно, что любая наука опирается на знания из области
математики. Поэтому прочные математические знания, навыки самостоятельной
исследовательской деятельности и навыки soft skills должны быть сформированы у
выпускника школы. Для успешной самореализации и становления во взрослой жизни,
этот аспект очень важен. Наша задача подготовить выпускника школы
востребованного в будущем на рынке труда, со здоровыми амбициями и желанием
развиваться и быть конкурентно способным.
Закончить
эссе хочу словами К. Ушинского: «Ни один наставник не должен забывать, что его
главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и
что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий