«Путь к успеху»
по работе с обучающимися и семьями
обучающихся
10-11 классов
Срок реализации 2 года
Наименование программы | «Путь к успеху» |
Участники программы | Обучающиеся, родители,
педагоги |
Целевая программа
воспитательной работы классного
руководителя 10-11 классов | |
2
года | |
15
- 18 лет | |
Цель | Цель программы: оказание помощи
старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание
условий для разностороннего развития личности на основе усвоения
общечеловеческих ценностей |
Методы освоения содержания
программы | Творческий, поисковый,
исследовательский, проектный |
Формы организации
деятельности участников воспитательного процесса | Индивидуальная,
индивидуально-групповая, коллективная, фронтальная, дистанционная |
Срок реализации | 2018 –
2020 годы. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Три пути у
человека, чтобы разумно
поступать: первый,
самый
благородный, - размышление; второй,
самый легкий, -
подражание; третий,
самый горький, - опыт.
Конфуций
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с
Федеральным Законом РФ «Об образовании»,
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным Законом «О государственной
поддержке молодёжных и детских общественных организаций».
Преобразования, происходящие в
последние годы в нашей стране, предполагают формирование гражданина
ответственного, инициативного, способного полноценно жить в новом
демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.
«Сегодня
российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия,
сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того,
что всегда во все времена исторически делало нас крепче, чем мы всегда
гордились», - отметил в своём выступлении президент Российской Федерации В.В. Путин. Так же он обратил внимание на то,
что общее образование, культура, молодёжная политика – это не сфера услуг, а
пространство для формирования нравственного гармоничного человека,
ответственного гражданина России.
Развитие социальной активности обучающихся является одной
из главных задач образовательного пространства.
Образование сегодня рассматривается как важнейший
стратегический ресурс развития личности, общества, государства. И его целью в
современных условиях является формирование социально компетентной личности,
способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. В
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» усиление
воспитательного потенциала школы выделено в качестве ведущего приоритета
современной школы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России определяет важнейшей целью отечественного
образования и приоритетной задачей общества и государства.
Как сказал К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитать
личность, надо знать ее во всех отношениях». Воспитание, пробуждающее к
самовоспитанию, - это и есть настоящее воспитание личности. Но для этого
ученик, его родители, его учителя должны приучить школьника к самоанализу, к
познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и
привычек Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к
любви и самоуважению, решению жизненных проблем.
Современная школа и родители должны взять на
себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске
себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании
адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать
осознанный выбор и добиваться цели.
Внутренний мир каждого
ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с
учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек,
вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью,
высоким уровнем образованности и
культуры;
- быстрой
приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным
изменениям;
- инициативой,
предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми
качествами делового
человека;
- потребностью
в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой
профессией;
- умением
владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной,
самоконтролем;
- диалектическим
мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и
себе;
- высокой
работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и
др.).
При разработке программы «Путь к
успеху» для учащихся 10-11классов, основными приоритетами
для меня стали:
·
развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной
самореализации в жизни;
·
формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина,
ответственного за судьбу своей Родины;
·
приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование
у них адекватного этим ценностям поведения;
·
триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.
«Успех» - это не
что иное как естественный результат последовательного применения основных
принципов успеха в жизни.
«Успех» - это
постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.
«Успех» - это
процесс поворота от чего-то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.
«Успех» - это ответ
на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться на
лучшее место.
Название
программы «Путь
к успеху» отражает идею совместной деятельности,
взаимодействия, сотрудничества всех участников образовательного процесса:
обучающихся, родителей, учителей, социального окружения.
Программа рассчитана на 2 года и
охватывает обучающихся 10-11 классов и их родителей.
Программа составлена с учетом основных положений
воспитательной системы, записанных в Уставе школы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном
самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на
основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
- составить
целостное представление у учащихся о мире профессий;
- исследование
собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;
- создать
благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению
подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление
этих норм в их повседневном поведении;
- развитие
творческой деятельности;
- создать
систему профориентационной работы, направленной на профессиональное
самоопределение через урочную и внеурочную деятельность, а также
совместную деятельность школы с социумом;
- способствовать
сплочению классного коллектива.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Успешное окончание средней школы, получение аттестата зрелости;
2.
Формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора
будущей профессии;
3.
Выявление уровня готовности к обучению, уверенности в выборе
профессии;
4.
Выявление соотношения интересов, склонностей и способностей
учащихся;
5.
Формирование навыков нахождения и использования информации о
выборе профессии для обучения;
6.
Изучение психолого-педагогическая литературы по данной
проблеме;
7.
Ознакомление с различными видами профессий;
8.
Рост количества старшеклассников, осуществляющих
осознанный выбор профессии, в
соответствии с потребностями регионального рынка труда;
9. Рост числа школьников вовлеченных в проектную
деятельность;
10. Иметь
практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение
и укрепление здоровья;
11. Иметь потребность
и цель здорового образа жизни;
12. Участие в
различных школьных и внешкольных соревнованиях, интеллектуальных мероприятиях;
13. Овладение
учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками;
14. Овладение
учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях;
15. Умение делать
правильный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его;
16. Готовность жить
по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе;
17. Сформировать
доброе отношение к обычаям, традициям семьи;
18. Понимание
значения семьи в жизни каждого человека;
19. Рост
удовлетворенности родителей школьников качеством
образовательного процесса и дополнительных образовательных
услуг;
20. Повышение
уровня социальной активности семей, взаимодействия и социального партнёрства.
Основные приоритетные
направления программы.
Цели и задачи |
Формы деятельности |
||
10 класс |
11 класс |
||
«Здоровый образ жизни» |
-использование педагогических технологий и методических приемов
для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического
здоровья для будущего самоутверждения -знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений
по сохранению здоровья нации -формирование потребностей в здоровом образе жизни; -создание благоприятной
социально-психологической обстановки в классе; |
Сотрудничество с медицинским персоналом села; Изучение состояния физического здоровья учащихся (по справкам
учащихся) Проведение классных часов о вреде курения,
алкоголя, наркотиков. |
|
«Моё Отечество» |
Патриотическое воспитание в урочное и внеурочное время |
Проведение внеклассных мероприятий, воспитывающих
гражданственность, патриотизм (День Победы, День защитников Отечества |
|
«Я - человек» |
Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно,
мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в
окружающей среде; - определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую
зону развития; - создать условия в продвижении учащихся в интеллектуальном
развитии; - формировать культуру интеллектуального
развития и совершенствования. |
Изучение результатов учебной деятельности -сотрудничество с учителями- предметниками; - интеллектуальное просвещение, формирование
культуры умственного труда; Предоставление учащимся возможности
самостоятельного выбора жизни класса |
|
«Культура, духовность, творчество» |
-передача учащимся знаний , умений и навыков социального общения
людей (как позитивного, так и негативного) - формировать культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»,
«взрослый ребенок» -Знакомство учащихся с традициями и обычаями
общения разных направлений. |
Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе; Изучение с учащимися исторического опыта организации общения
людей в человеческом обществе. Организация просвещения и консультирования
родителей по проблемам общения. |
|
«Я и природа» |
-создание условий для проявления учащимися класса инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. -создание условий для развития проявления учащимися своей
индивидуальности во внеурочной деятельности; - изучение интересов учащихся; -просвещение и консультации в выборе
внеклассных форм работы -проведение экологической работы - трудовое воспитание через работу на школьном
огороде |
Изучение потребностей, интересов и желание ребят участвовать в
организации и проведении внеклассных мероприятий; Стимулирование инициативы и активности
учащихся в жизни класса |
|
«Я и семья» |
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развитой личности. -информационно-просветительская работа с родителями; -формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего
народа, семьи. |
Изучение семей учащихся. Участие в мероприятиях ко Дню Матери; Анкетирование родителей; Родительские собрания. |
|
«Профессионально самоопределение» |
-Продолжить диагностирование и консультации по
профессиональному самоопределению анкетирование; -Вовлечение обучающихся
в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными
интересами. - Обеспечение
участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными
заведениями и рынком труда. - Организация
общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей
профессии (общественные поручения и т.д.). Ежегодное участие в акции «Неделя без турникетов» |
Участие в мероприятиях ПроеКТОрии, Уроки финансовой грамотности, Анкетирование Осуществление взаимодействия с учреждениями доп.
образования, Центром занятости. Встречи с людьми разных профессий Сотрудничество с ЦРБ |
Этапы
реализации программы.
Содержание деятельности |
сроки |
|
I этап Диагностический Сентябрь 2018г |
1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров
в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов
учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. |
Сентябрь -октябрь 2012 г. |
II этап Прогностический Октябрь 2018г Сентябрь 2019г |
1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности,
наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного
руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка
задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками
построения перспективы возможного творческого дела. |
сентябрь 2012 г. |
III этап Организационный Ноябрь 2018г – Январь 2019г |
1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную
перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, соблюдение коллективных
традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических
советах, посвящённых системе воспитания. |
ежегодно |
IV этап Практический Февраль 2019 – Январь 2020г |
1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной
программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности учащихся, 5) отработка единой воспитательной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. |
I полугодие 2012 г. , 2013 г. |
V этап Обобщающий, демонстрационный Январь-май 2020год |
1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе,
способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к
самосовершенствованию, 2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса, 3) анализ реализации программы, определение
перспектив дальнейших действий. |
II полуг. 2012 г., 2013 г |
Механизм реализации Программы
1.
Совершенствование нормативно – правовой базы:
2. Взаимодействие с социальными партнёрами
и родительской общественностью:
- Презентовать
программу на ШМО классных руководителей;
- Наметить
план совместных действий с родителями;
- Определить
формы взаимодействия с социумом
3.
Взаимодействие по приоритетным направлениям региональной Программы воспитания и
социализации
Проектная деятельность включает создание и реализацию
серии новых совместных крупных тематических проектов, посвящённых
истории семьи и родного края, проект «Православные традиции Спасской
земли»
Деятельность с семьёй предусматривает организацию
совместных мероприятий с обучающимися;
·
Профориентационная деятельность подразумевает
встречи и сотрудничество с людьми разных профессий.
·
Воспитание социально-активной личности
предусматривает вовлечение обучающихся в работу органов ученического
самоуправления, в работу общественных объединений, работу волонтерского
движения
4. Управленческий аспект программы:
·
Организационные
вопросы программы решает классный руководитель;
·
Основными
исполнителями программы являются: обучающиеся 10( 11) класса, классный
руководитель, руководитель волонтёрского отряда, молодёжной и детской
общественной организации, куратор ученического самоуправления, родители, социальный
педагог, педагог-организатор, социальные партнёры.
·
Руководство
и контроль над процессом по реализации Программы возлагается на
Администрацию школы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Виды ресурсов |
Наименование |
·
Нормативные |
1.
В настоящее время в России принято более 140 законодательных актов в
области защиты прав семьи и детей. При создании Программы
учитывались следующие нормативные и законодательные аспекты международные,
правительства РФ:
·
Федеральная
целевая программа образования на 2006 – 2010 г. «Об образовании», в ред. ФЗ
РФ от 13.01.96 № 12-Ф ·
Закон
Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями. 1996 г. ·
Устав
государственного образовательного учреждения; ·
Локальные
акты и приказы образовательного учреждения. |
Кадровые |
Заместитель директора по воспитательной работе;
Классный руководитель;
Учителя предметники;
Социальный педагог
Библиотекарь;
Родители. |
Материально-технические |
- |
Методические |
Пособие по внеклассной работе Презентации; Музыкальные сопровождения; Интернет ресурсы; Методическая литература. |
План реализации воспитательной программы.
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
1 этап подготовительный (сентябрь-октябрь
2013) |
|||
1 |
Презентация программы |
Сентябрь 2018 |
Кл.руководитель |
2 |
Диагностика : - детского и родительского отношения к школе - профдиагностика учащихся 10 класса - профессиональные интересы 10-классников |
Октябрь 2018 – Апрель 2019 |
Кл.руководитель Психолог |
2 этап деятельностный (сентябрь 2013 –
декабрь 2014) |
|||
1. Работа
с учащимися |
|||
1 |
Реализация плана воспитательной работы по направлениям в
10 классе |
Сентябрь 2018 – май 2019 |
Кл.руководитель |
2 |
Реализация плана воспитательной работы по направлениям в
11 классе |
Сентябрь 2019 – май 2020 |
Кл.руководитель |
3 |
Выпуск проектов |
В течение года |
Кл.руководитель Учителя-предметники |
4 |
Участие в конкурсах |
В течение года |
Кл.руководитель Учителя-предметники |
5 |
Написание сочинений |
В течение года |
Кл.руководитель Учителя-предметники |
6 |
Работа в совете старшеклассников |
В течение года |
Кл.руководитель Зам Директора по ВР |
7 |
Работа в волонтёрском отряде |
В течение года |
Кл.руководитель Зам Директора по ВР |
8 |
Встречи со специалистами разных профессий |
В течение года |
Кл.руководитель Зам Директора по ВР |
9 |
Оформление стенда «Выбор за тобой» |
В течение года |
Кл.руководитель |
10 |
Участие в различных акциях и рейдах, запланированных в
школьной воспитательной программе |
В течение года |
Кл.руководитель Зам Директора по ВР |
11 |
Участие в мероприятии «День открытых дверей для старшеклассников» |
2019 год |
Кл.руководитель Зам Директора по ВР |
2. Работа
с родителями |
|||
1 |
Проведение родительских собраний |
В течение года |
Директор школы, завучи |
2 |
Проведение родительского всеобуча |
В течение года |
Кл.руководитель |
3 |
Индивидуальные беседы и консультации |
В течение года |
Кл.руководитель |
4 |
Посещение квартир обучающихся |
В течение года |
Кл.руководитель |
5 |
Проведение диагностики |
В течение года |
Кл.руководитель |
6 |
Привлечение родителей к проведению воспитательных
мероприятий |
В течение года |
Кл.руководитель |
7 |
Работа родительского комитета по организации дежурства на
школьных мероприятиях |
В течение года |
Родительский комитет класса |
3. Работа
с учителями –предметниками и социумом |
|||
1 |
Беседы с педагогами |
В течение года |
Кл.руководитель |
2 |
Приглашение учителей-предметников на классные родительские
собрания |
В течение года |
Кл.руководитель |
3 |
Совместная работа со школьной библиотекой |
В течение года |
Кл.руководитель |
4 |
Совместная работа с районной библиотекой |
В течение года |
Кл.руководитель |
5 |
Сотрудничество с работниками сельского дома культуры |
В течение года |
Кл.руководитель |
6 |
Приглашение медицинских работников |
В течение года |
Кл.руководитель |
3 этап обобщающий, демонстрационный
(январь-июнь 2020 года) |
|||
1 |
Профессиональное самоопределение обучающихся |
Январь-май 2020года |
Учащиеся 11 класса |
2 |
Выбор учебного заведения |
Май 2020года |
Учащиеся 11 класса и их родители |
3 |
Усиленная подготовка к экзаменам Контроль за подготовкой |
В течение года |
Учащиеся 11 класса Кл.руководитель Родители |
4 |
Сдача экзаменов |
Май-июнь2020 |
Обучающиеся 11 класса |
5 |
Поступление в учебные заведения |
Июль-август2020 |
Выпускники 11 класса |
6 |
Анализ проведённой работы, оценка выполнения воспитательной
программы «Путь к успеху» |
Август 2020года |
Кл.руководитель Директор школы, Завучи |
Комментариев нет:
Отправить комментарий