Работа с одаренными детьми
Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему
Одаренность
(талант) — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности,
которое определяет возможность достижения человеком на основе его
интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
Одаренный
(талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности (таланта) определяется
сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой). В связи с этим
особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для
собственной активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.
Типичные
причины отсутствия условий для реализации одаренности (таланта) –
«неадекватное» социокультурное окружение и недостаток материальных и финансовых
ресурсов семьи или местного сообщества. В некоторых случаях причиной,
задерживающей становление одаренности (таланта), несмотря на потенциально
высокий уровень способностей, являются те или иные особенности развития
ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер
общения, нестандартное поведение и т.п.
Частой
причиной подавления одаренности (таланта) на уровне общеобразовательной школы и
системы профессионального образования является невозможность модификации
стандартной образовательной траектории (дефицит норм, регулирующих образование,
недостаточная квалификация учителей).
Социальная
значимость одаренности (таланта) молодежи связана с профессиональной
деятельностью. Признаком одаренности (таланта), как правило, является
достижение выдающихся результатов в сфере профессиональной деятельности.
Одаренность вне сферы профессионального образования и профессиональной
деятельности, как правило, не получает общественного признания (не выходит за
рамки персональных увлечений и личного досуга). Ключевой задачей для
государства и общества становится организация такой системы отбора на программы
профессионального образования, которая основывалась бы на максимально полном
выявлении способностей и интереса к определенному направлению деятельности.
Настоящая
концепция предусматривает комплекс мер по выявлению и поддержке развития
одаренности (таланта) у детей школьного возраста, студенческой молодежи и
молодых профессионалов (далее – детей и молодежи) независимо от сферы одаренности (таланта),
социального положения и имущественных возможностей. К молодежи в ней относятся
люди в возрасте до 30 лет (сфера искусства), до 35 лет (сфера науки и
образования) и до 21 года (сфера спорта).
Проблемы,
препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и
молодежью
1. Высокая
степень методологической неопределенности в раннем распознавании одаренности
(таланта) ребенка. Субъективизм в оценках одаренности (таланта) детей со
стороны педагогов.
2. Неразвитость механизмов выявления одаренности
(таланта), форм и методов поиска, воспитания и поддержки талантливых детей
школьного возраста, студенческой молодежи и молодых профессионалов.
3. Низкая психологическая и педагогическая
компетентность и мотивация учителей в выявлении и поддержке одаренных
(талантливых) детей школьного возраста, студенческой молодежи и молодых
профессионалов.
4. Отсутствие
в образовательных организациях системной работы по выявлению и поддержке
одаренных (талантливых) детей школьного возраста, студенческой молодежи и
молодых профессионалов. Ограниченность ресурсных возможностей, в создании
условий для реализации одаренности (развитии таланта) детей и молодежи в
различных сферах человеческой деятельности. Финансирование дополнительного
образования из муниципального бюджета приводит к созданию разных условий
поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи в зависимости от политики и
ресурсных возможностей муниципальных образований.
5. Отсутствие
системной деятельности по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи на
региональном и федеральном уровнях.
Проблемы работы с
одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
1. Несовершенная система предпрофессиональной
ориентации школьников старших классов. В старшей школе практически не
реализована система профильного обучения.
2. Отсутствие системной государственной поддержки
мероприятий по поиску и поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи.
3. Отсутствие во многих вузах организационных
и кадровых возможностей для поддержки интеллектуально одаренных (талантливых)
студентов младших курсов. Неразвитая инфраструктура поддержки проявивших себя
профессиональных талантов на стартовых этапах их профессиональной карьеры и
отсутствие капитализации рыночно значимых профессиональных результатов.
4. Периодическая потеря Россией лучших молодых
профессионалов в результате «утечки талантов» в другие страны; отсутствие
конкурентных условий для профессионального и творческого развития.
5. Низкие стимулы инвестирования в
профессиональное развитие из-за сдерживания в сложившихся научных,
образовательных, культурных и др. организациях профессионального и карьерного
роста молодых профессионалов, неудовлетворительного состояния системы
социальной и пенсионной поддержки профессионалов.
6. Отсутствие эффективной системы знаков
профессионального признания для подавляющего большинства интеллектуальных и
особенно практических профессий: профессиональных экзаменов, профессиональных
степеней и наград.
Система мер по
формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и
молодежи
1. Ввести в курсы «Психология» и «Педагогика» в
педагогических вузах и классических университетах раздел «Одаренные
(талантливые) дети» с целью повышению компетентности учителя в этой части его
педагогической деятельности.
2. Объявить
всероссийский конкурс на подготовку и издание массовым тиражом методических
пособий для педагогических работников по выявлению и поддержке одаренных
(талантливых) детей и молодежи, рассмотрев в нем следующие вопросы:
· первичная
диагностика одаренности (наличия таланта);
·
взаимодействие с семьей одаренного (талантливого) школьника, студента и
молодого профессионала, муниципальными властями, в том числе органами
образования, психологическими службами;
· спектр
возможностей реализации способностей одаренного (талантливого) школьника,
студента и молодого профессионала, имеющиеся для этого правовые основания и
ресурсные возможности.
3.
Организовать в вузах систематическую работу по изучению международного опыта
работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
4. Организовать в вузах подготовку и повышение
квалификации учителей для специализированных школ и лицеев, в том числе через
магистратуру и аспирантуру.
5.
Организовать в региональных институтах повышения квалификации педагогических
работников реализацию программ повышения квалификации учителей (в том числе
педагогов системы дополнительного образования) в области организации обучения и
воспитания одаренных (талантливых) детей, включив в них современные технологии
и методики распознавания одаренности (таланта) в школьном возрасте.
6. Разработать систему поощрения и
вознаграждения преподавателей и учителей, добивающихся высоких результатов в
работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.
7. Создать условия для реализации стандартов
нового поколения в основной и старшей общеобразовательной школе, а также
федеральных государственных требований к предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств, которые включали бы
деятельностные образовательные среды – систему дополнительного образования,
лаборатории, творческие мастерские, специальное учебное оборудование и т.п.
Обеспечить к 2014 году готовность школ к организации образовательного процесса
в соответствии с требованиями новых стандартов и готовность детских школ
искусств - к реализации федеральных государственных требований к предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств.
Развитие
организационных форм выявления и работы с одаренными (талантливыми) детьми и
молодежью
1. Дополнить региональные программы развития
образования, культуры и спорта мероприятиями, которые предусматривают различные
формы работы с одаренными (талантливыми) школьниками, студентами и молодыми
профессионалами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.
Предусмотреть в федеральном и региональных бюджетах конкурсное финансирование
(в форме субсидий и грантов) инициатив по работе с одаренными (талантливыми)
детьми и молодежью, грантов и стипендий для одаренных (талантливых) школьников,
студентов и молодых профессионалов с целью поддержки их дальнейшего профильного
обучения.
3. Предусмотреть при формировании образовательной
политики регионов и муниципальных образований поддержку некоммерческих
организаций и общественных объединений, ориентированных на работу с одаренными
(талантливыми) детьми и молодежью. Предусмотреть в федеральном бюджете и
бюджетах субъектов Российской Федерации выделение средств на персональные
гранты школьникам, студентам, аспирантам, молодым профессионалам, показывающим
выдающиеся профессиональные результаты (при условии наличия прозрачной для
общества системы оценки и признания таких результатов).
4. Предусмотреть в федеральном бюджете и
бюджетах субъектов Российской Федерации выделение средств на персональные
пенсии выдающимся профессионалам в различных областях деятельности в размере от
50% до 70% среднего заработка за последние пять лет.
5. Создать при
Правительстве России Координационный совет поиска и поддержки талантов. Создать
при Координационном совете поиска и поддержки талантов Специальный фонд поиска
и поддержки талантов, призванный консолидировать средства федеральных,
региональных и частных ресурсов, направляемые на мероприятия по поиску и
поддержке талантов. Поручить Координационному совету поиска и поддержки
талантов управление и распределение средств Специального фонда поиска и поддержки
талантов. Обязать Координационный совет поиска и поддержки талантов публиковать
ежеквартальные, полугодовые и годовые финансовые отчеты о деятельности
Специального фонда поиска и поддержки талантов.
Развитие системы
интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний
Система
интеллектуальных, творческих и спортивных соревнований школьников и студентов
зарекомендовала себя как эффективный инструмент поиска и выявления талантливых
детей и молодежи.
1. Развитие и
совершенствование системы интеллектуальных и творческих состязаний
Система интеллектуальных и
творческих состязаний повышает интерес школьников к интеллектуальной и
творческой деятельности, создает стимулы к получению знаний сверх обязательной
общеобразовательной программы. Основными направлениями развития и
совершенствования этой системы должны стать:
– совершенствование системы
олимпиад школьников как модели интеграционного процесса, выстраивающего
взаимосвязи между вузами, научными учреждениями и школами;
– расширение тематики интеллектуальных
и творческих состязаний, организация олимпиад и конкурсов по основным
направлениям науки и творческой деятельности – от философии до аграрных и
медицинских технологий;
– расширение охвата школьников
интеллектуальными и творческими состязаниями, усиление ориентации олимпиад и
конкурсов на учащихся средних и младших классов, включая обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
– создание системы стимулов для
участия в олимпиадах и конкурсах, особенно для школьников младших и средних
возрастов;
– расширение участия России в
международных олимпиадах и конкурсах. Включение в состав команд участников
международных соревнований победителей и призеров олимпиад школьников;
– развитие системы
интеллектуальных состязаний среди студентов сузов и вузов с целью повышения
качества профессионального образования и привлечения лучших студентов в
магистратуры и аспирантуры ведущих университетов страны, научных учреждений
Российской академии наук и государственных научных центров;
– совершенствование системы
государственного и общественного контроля над организацией и проведением
интеллектуальных и творческих состязаний, обеспечение прозрачности экспертиз и
конкурсных процедур (включая публикацию работ победителей в сети Интернет).
Для развития и
совершенствования Всероссийской олимпиады школьников, как элемента системы интеллектуальных состязаний
школьников, необходимо:
- организовать проведение
олимпиад по основным направлениям профессионального образования (философия,
социология, политология и др.), в том числе среди обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- поручить методическое
обеспечение и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады
школьников вузам, научным и образовательным центрам России, отбираемым на
конкурсной основе сроком на пять лет;
- включить финансирование
Всероссийской олимпиады школьников в число мероприятий, финансируемых из
средств Специального фонда поиска и поддержки талантов;
- предоставить учащимся
специализированных школ - победителям и призерам школьного этапа, право на
участие в региональном этапе олимпиады, минуя муниципальный, с целью повышения
доступности и массовости первых этапов Всероссийской олимпиады для большинства
школьников страны.
Для развития и
совершенствования системы интеллектуальных соревнований, проводимых для школьников вузами, научными и
образовательными центрами страны, как элемента системы интеллектуальных
состязаний школьников, необходимо:
- увеличить число олимпиад и
конкурсов по направлениям ранней профессиональной ориентации школьников;
- стимулировать вузы,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации к развитию новых
конкурсных форм работы со школьниками (научных и научно-практических
конференций, творческие конкурсов, конкурсов научно-исследовательских,
проектных и конструкторских работ и т.п.);
- разработать систему мер,
способствующих участию в интеллектуальных состязаниях, проводимых вузами,
научными и образовательными центрами, школьников средних и младших классов,
детей с ограниченными возможностями здоровья, школьников из удаленных регионов;
- развивать и совершенствовать
систему олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского Совета олимпиад
школьников:
· совершенствовать критерии
включения олимпиад в перечень интеллектуальных и творческих состязаний, предоставляющим
победителям и призерам льготы при поступлении в государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего профессионального образования, установления
уровней олимпиад (далее - Перечень);
· разработать критерии включения
конкурсов исследовательских и научных и конструкторских работ, научных и
научно-практических конференций школьников в Перечень;
· широко привлекать к обсуждению
проектов нормативных документов представителей олимпиадного сообщества;
· включить финансирование
олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад
школьников, в число мероприятий, финансируемых из средств Специального фонда
поиска и поддержки талантов.
Комплекс мер,
направленных на формирование и развитие системы интеллектуальных состязаний
(олимпиад, научных и инновационных конкурсов) студентов включает:
- создание системы
интеллектуальных состязаний студентов, проводимых вузами и их консорциумами, с
предоставлением победителям льгот при зачислении на программы магистерской
подготовки и в аспирантуру лучших отечественных университетов, научных
учреждений Российской академии наук и государственных научных центров;
- предоставление победителям и
призерам интеллектуальных состязаний студентов дополнительных возможностей для
профессионального роста (стажировки в ведущих отечественных и зарубежных
университетах, научных учреждениях Российской академии наук, государственных
научных центрах, передовых высокотехнологичных компаниях, программы повышение
квалификации, грантовые программы, специальные стипендиальные программы и др.);
- распространение российской
системы студенческих интеллектуальных состязаний на иные страны для привлечения
в российские университеты талантливых соотечественников из-за рубежа;
- создание системы грантовой
поддержки вузовских и межвузовских олимпиад, научных и инновационных конкурсов
студентов и молодых ученых;
- создание системы поддержки
победителей и призеров интеллектуальных состязаний студентов при приеме на
работу в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации,
высокотехнологичные компании.
2. Развитие и
совершенствование системы конкурсных состязаний школьников, студентов и молодых
профессионалов в области искусств.
Обучение по
основным профессиональным и дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области искусств нацелено на раннее выявление и профессиональное
становление одаренных (талантливых) детей и молодежи как через приобретение
знаний и умений в том или ином виде искусства, так и через приобретение и
развитие творческих навыков посредством участия в творческих конкурсных
состязаниях. Необходимо развивать систему творческих конкурсов, распространяя
ее на одаренных (талантливых) детей, студентов и молодых профессионалов,
обучающихся и работающих в разных типах организаций – от детской школы искусств
до творческого вуза и учреждения культуры – сосредоточившись на:
- расширении спектра творческих
конкурсов, охватывающего исполнительские и теоретические дисциплины
образовательных программ в области искусств. Организация творческих конкурсов
должна возлагаться на федеральный и региональный уровни власти. Перечень и
критерии проведения творческих конкурсов должны определяться на федеральном
уровне. Проведение творческих конкурсов должно быть поручено творческим вузам.
Финансовое сопровождение творческих конкурсов должно обеспечиваться средствами
Специального фонда поиски и поддержки талантов, пополняемого, в том числе за
счет ресурсов федеральной целевой программы «Культура России», аналогичных
региональных программ, а также частных поступлений.
- создании системы стимулов для
участия в творческих конкурсах, особенно для обучающихся детских школ искусств
и студентов средних специальных учебных заведений и предоставление лауреатам
конкурсов:
· льгот при поступлении на образовательную
программу более высокого уровня (права быть зачисленными без прохождения
вступительного творческого испытания по предмету, соответствующему творческому
конкурсу, в профильные государственные образовательные учреждения среднего
профессионального образования и в государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего профессионального образования);
· возможности участия во
Всероссийских мастер-классах и творческих конкурсах;
· специальных стипендий.
3. Совершенствование системы поиска и поддержки спортивно одаренных (талантливых) детей
и молодежи.
Научно
обоснованные методы отбора спортивно одаренных (талантливых) детей и молодежи в
детско-юношеском спорте, а также прогнозирование их будущих результатов -
неотъемлемая часть современной системы подготовки спортсменов от новичков до
спортсменов высокого класса.
Для внедрения
единой системы отбора на основе современных технологий выявления спортивно
одаренных (талантливых) детей, студентов и молодых профессионалов, необходимо:
- создать систему мониторинга
спортивного резерва и отбора спортивно одаренных (талантливых) детей и
молодежи, используя возможности Федерального центра подготовки спортивного
резерва;
- совершенствовать методы
выявления и сопровождения спортивно одаренных (талантливых) детей, студентов и
молодых профессионалов;
- развивать сеть училищ
олимпийского резерва для эксклюзивного образования детей, студентов и молодых
профессионалов, показывающих выдающиеся способности в спорте;
- развивать инклюзивное
образование в образовательных организациях с включенностью в процесс спортивно
одаренных (талантливых) детей, студентов молодежи и молодых профессионалов на
основе формирования команд образовательных организаций по различным видам
спорта и выстраивания системы соревнований для спортивных команд
образовательных организаций.
4. Поддержка участия российских школьников и
студентов в международных
интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях.
Россия должна
активно развивать участие в международных интеллектуальных, творческих и
спортивных состязаниях школьников, студентов и молодых профессионалов, для чего
необходимо:
- создать Национальный реестр
международных олимпиад, конкурсов и соревнований интеллектуального, творческого
и спортивного характера, участие в которых российских школьников, студентов и
молодых профессионалов поддерживается государством;
- создать нормативную базу
формирования, подготовки и материального обеспечения национальных сборных
команд для участия в международных состязаниях, входящих в Национальный реестр,
и специализированных Центров подготовки таких команд;
- cоздать Специальный фонд
поддержки победителей и призеров международных состязаний, призванный
консолидировать средства федеральных, региональных и частных ресурсов,
направляемые на мероприятия по поддержке победителей и призеров международных
состязаний, входящих в Национальный реестр;
- поручить Координационному
совету поиска и поддержки талантов управление и распределение средств
Специального фонда поддержки победителей и призеров международных состязаний, в
том числе на поддержку тренеров (в виде грантов и премий);
- обязать Координационный совет
поиска и поддержки талантов публиковать ежеквартальные, полугодовые и годовые
финансовые отчеты и отчеты о деятельности Специального фонда поддержки
победителей и призеров международных состязаний и предоставлять их
Правительству Российской Федерации.
5. Меры
организационного и финансового характера, повышающие эффективность системы
интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний детей и молодежи.
Эффективность
всей системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний детей и
молодежи как инструмента поиска талантливых детей и молодежи может быть
повышена за счет следующие мер организационного и финансового характера:
- формирование адресной
финансовой поддержки талантливых детей и молодежи с использованием средств
Специального фонда поиска и поддержки талантов, управляемого Координационным
советом поиска и поддержки талантов, в том числе через учреждение им системы
специальных государственных стипендий, грантов и премий Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и руководителей субъектов;
- формирование региональных
подразделений Специального фонда поиска и поддержки талантов для поддержки
участия школьников, студентов и молодых профессионалов в интеллектуальных,
творческих и спортивных состязаниях, в том числе международных;
- разработку механизмов учета
индивидуальных достижений обучающихся при приеме в специализированные
образовательные учреждения, ориентированные на работу с талантливыми детьми,
студентами и молодыми профессионалами, включая высшие учебные заведения
Российской Федерации.
6. Развитие системы сопровождения
талантливых детей, студентов и молодых профессионалов.
Система поиска
и выявления талантливых детей школьного возраста, студенческой молодежи и
молодых профессионалов может стать работоспособной и эффективной только в
случае, если ее будут органично дополнять механизмы привлечения юных талантов к
получению профессиональной подготовки, а также меры по сопровождению и
поддержке талантливой молодых людей в течение всего периода их обучения и
формирования как высококвалифицированных специалистов. Такими мерами могут
быть:
- развитие системы вовлечения
талантливых студентов в научно-исследовательскую проектную деятельность через
создание и развитие студенческих научных обществ, научно-учебных лабораторий,
проектно-учебных групп, включения студентов в деятельность научных лабораторий,
в том числе работающих под руководством ведущих ученых, научно-образовательных
центров;
- развитие системы вовлечения
талантливых студентов в инновационную деятельность через развитие системы:
студенческие конструкторско-исследовательские бюро - вузовский молодежный
инновационный (инновационно-инжиниринговый) центр - бизнес-инкубатор -
университетский технопарк;
- привлечение талантливых
студентов к творческой деятельности посредством создания творческих коллективов
на базе творческих вузов с обеспечением финансовой поддержки деятельности
творческих коллективов, в том числе гастрольной;
- поддержка профессиональной
карьеры одаренной молодежи через развитие корпоративной системы привлечения
одаренных студентов к отраслевым проектам и программам, предоставление
дополнительных возможностей для профессионального роста, реализация мероприятий
по закреплению элитных специалистов в ведущих отечественных компаниях и
предприятиях (социальные пакеты, предоставление жилья и т.п.);
- включение в работу по
сопровождению одаренной молодежи действующей Всероссийской сети советов молодых
ученых и специалистов (создание и курирование студенческих научных обществ в
вузах, «встреча» и сопровождение поступающих в вузы одаренных (талантливых)
детей и пр.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий